Если еще недавно представители российской власти, мягко говоря, прохладно относились к криптовалюте, то теперь они склонны рассматривать ее как перспективное направление. Центробанк даже не поднимает вопрос о запрете Биткоина, наоборот, активно изучает возможность эмиссии национальных цифровых денег. Финансовые эксперты заняты определением статуса криптовалюты с тем, чтобы разработать эффективные принципы для ее регулирования. Создана специальная группа, в задачу которой входит оценка экономических рисков оборота виртуальных денег.
Александр Иванов, руководитель популярной блокчейн-площадки Waves, утверждает, что четкая позиция регулятора относительно Биткоина, даст возможность минимизировать риски бизнесменов, желающих развивать криптовалютную индустрию.
Британский Центробанк заявил, что эмиссия собственных цифровых денег увеличит ВВП на 3% благодаря снижению уровня процентных ставок и операционных затрат. Ведь виртуальная валюта не нуждается в посредниках.
Эксперт Игорь Баринов заявил, что государству гораздо выгоднее легализовать Биткоины. Ведь в этом случае оно получит дополнительный доход в виде налогов, тогда как запрет влечет расходы денег, энергии и ресурсов.
Представители властей еще не до конца определились относительно применения криптовалюты. Тогда как технология блокчейн уже активно используется в банковском и страховом секторе, а также в электронном документообороте. Идея распределенного реестра не вызывает у регулятора никаких опасений. Но полный потенциал блокчейн можно открыть только в работе с криптовалютой. Сама по себе технология является фрагментарным элементом.
По словам предпринимателя Павла Новикова, легализация Биткоина ускорит цифровую трансформацию, которая сыграет роль экономического стимула для всех без исключения бизнес-процессов. Запрет криптовалюты не даст ожидаемых результатов, поскольку ее пользователи будут вынуждены уйти в «тень». В результате, страна окажется в своеобразном технологическом вакууме и лишится доходов.
Господин Новиков утверждает, что финтех-проекты развиваются исключительно на локальном уровне. Ведь для выхода на федеральный рынок нужна легализация цифровых денег. Подобный шаг позволит российским предпринимателям укрепить международные связи и упрочить доверие со стороны зарубежных партнеров. Ярким примером успешного сотрудничества на базе криптовалюты является альянс испанского, швейцарского, немецкого и американского банков с целью создания собственных виртуальных монет.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что запрещать альтернативные денежные единицы нецелесообразно, ведь помимо блокчейн существуют и иные технологии, которые будут весьма полезны для развития бизнеса.
В прошлом году консорциум, в состав которого входят банк Мастерчейн, РосЕвроБанк, а также компания IDX, презентовали инновационное решение, ставшее в дальнейшем основой для создания криптовалюты Zcash.
Центробанк опасается ставить криптовалюту в основу современного финтеха. Ведь Биткоин одновременно является валютой, ценной бумагой и товаром, что в целом делает его весьма непредсказуемым финансовым инструментом. Последнее слово за регулятором, именно он должен определить сущность криптовалюты.
Власти большинства государств в целом позитивно относятся к цифровым деньгам. Их оборот запрещен только в Эквадоре, а также в Бангладеш. В Евросоюзе Биткоин фактически приравнен к средству платежа, хотя операции с ним и не облагаются НДС. Такой подход дает возможность каждой стране создать национальные цифровые деньги. Но в этом случае нивелируется их децентрализованность, поскольку такая валюта нуждается в контроле и регулировании.
Германия еще четыре года назад разрешила использование Биткоина как средства расчета между гражданами. Американское правительство рассматривает его как товар, на который распространяется нормативная база о биржевой торговле.
Артем Толмачев, юрист Delloite, также склоняется к мнению, что криптовалюту можно условно рассматривать, как товар и некое подобие ценных бумаг. Но в этом случае операции с виртуальными минетами не облагаются НДС. С другой стороны, для таких активов используется специальный сбор на прирост капитала.
Если квалифицировать криптовалюту как финансовый инструмент, то согласно законодательству, она может рассматриваться как своеобразная ценная бумага. Но Биткоин обладает специфическими характеристиками (так, система не предусматривает наличие единого эмитента). Поэтому его нельзя сравнивать с ценными бумагами.
Прошлой осенью ФНС выступила с предложением определить Биткоин-транзакции, как валютные операции. Но сначала потребуется внести изменения в действующее законодательство. Ведь на данный момент валютными ценностями считаются иностранные денежные единицы или ценные бумаги других государств.
Если рассматривать криптовалюту, как средство платежа, то фактически она приравнивается к деньгам, точнее, к их суррогатам. По словам господина Толкачова, юристы склонны считать Биткоины скорее имущественным правом, что позволяет в определенной мере отразить их ценность. Но открытым остается вопрос налогообложения.
Предприниматель Иванов и эксперт Баринов считают цифровые деньги валютой, поскольку обменные операции с ними весьма напоминают сценарий работы банковского учреждения с корпоративными и частными клиентами. Кроме того, практика показывает, что пользователи чаще всего воспринимают Биткоины, как иностранные денежные единицы.
Господин Иванов склоняется к мысли, что стартапам гораздо удобнее видеть в криптовалюте средство для осуществления расчетов, в том числе и с другими организациями. Он полагает, что для урегулирования оборота цифровых денег необходимо принять отдельный нормативный акт, а не пытаться приспособить их к имеющемуся законодательству путем внесения в него многочисленных поправок.
Другими словами, российские власти придерживаются наблюдательной политики в отношении криптовалюты. Они ожидают, пока другие страны накопят достаточный опыт, и будет создана благоприятная среда для внедрения цифровых денег.