Для многих промышленников снижение расходов на покупку энергии напрямую связано с увеличением прибыли. Вахтанг Гогохия, возглавляющий перспективный стартап Golden Fleece («Золотое руно») организовал в Кутаиси производство по добыче криптовалют. Для этого ему понадобился грузовой контейнер, полный китайских компьютеров, который он разместил на территории тракторного завода. Последний действовал еще со времен СССР и расположен неподалеку от берегов Черного моря. Выбор господина Гогохии был сделан в пользу дешевого электричества, вырабатываемого местной ГЭС. В будущем предприниматель планирует задействовать ветряные турбины и солнечные батареи, что удешевит производство энергии.
Чтобы аппаратура для майнинга приносила больший доход, криптовалютным энтузиастам приходится обращать внимание на возобновляемые источники энергии. Несмотря на то, что современные энергосети по-прежнему базируются на классических видах топлива, крупные майнеры стремятся отказаться от использования угля и прочих «грязных» энергоносителей. Так, компании Bitfury Group, Bitmain Technologies и другие в Исландии, Канаде и Южной Америке подключаются к чистому электропитанию. Подобные шаги энтузиастов привлекают внимание инвесторов.
Господин Гогохия, который уже успел поработать в государственной энергосети, заявил о том, что стремится создать в Грузии недорогие и экологически чистые криптофермы. В разных странах мира условия для майнинга могут сильно отличаться. Можно выделить несколько основных компонентов, важных для криптостарателей:
Существует несколько основных причин, по которым предприниматели обращают внимание на источники энергии. С каждым годом появляются новые блокчейны, поэтому вместе с развитием индустрии майнинга возникает необходимость в более сложных вычислениях. А для этого требуются мощные компьютеры, нуждающиеся в современных системах кондиционирования воздуха. Такой подход позволяет избежать риска перегрева серверов. В организации BNEF подсчитали, что только за 2017 год потребность майнеров в электроэнергии выросла практически в 8 раз, а 30—60 процентов их прибыли уходили на счет поставщиков электричества.
Кристиан Каталини, основатель инициативы Cryptoeconomics Lab, действующей в Массачусетском университете, отмечает рост цен на энергоносители в странах, где активно развивается майнинг. Если эта тенденция будет продолжаться, производство просто перемещается в другие, более привлекательные государства. Из-за регулярных изменений условий для криптовалютной добычи, крупные компании начали работать с мобильными дата-центрами. При необходимости контейнер с серверами просто переезжает в другой регион, более рентабельный для ведения бизнеса.
Прибыль многих компаний, работающих с добычей цифровых активов, в течение 2017 года сильно возросла. Причиной тому серьезно растущая цена и капитализация рынка криптовалют, которая во многом зависит от появления ряда перспективных цифровых денег. Стоит отметить и прогресс Биткоина, ведь общая стоимость экосистемы выросла до 425 миллиардов долларов, что позволило обойти в гонке гигантов торговую сеть Wall-Mart. В пиковые моменты цена одной монеты составляла 20 тысяч американских рублей, хотя еще в начале года она была почти в 2,5 раз ниже.
Все компьютеры, которые сегодня поддерживают работу сети Биткоин, требуют столько электроэнергии, сколько необходимо для функционирования 3 десятков ядерных реакторов, действующих в оптимальном режиме. Если верить ученым из BNEF, в майнинге сегодня задействованы мощности, которые превышают уровень потребления всех электроприборов на планете. Судя по всему, со временем технология развития криптовалют будет оптимизироваться. Это позволит снизить потребность в энергии, что особенно важно в ситуации, когда Биткоин упал в цене до 8 тысяч долларов за монету.
Даже в странах с низкой стоимостью электроэнергии криптовалютная отрасль не всегда правильно воспринимается инвесторами и законодательными органами, что влияет на волатильность цифровых денег. К примеру, в Китае, признанном центре майнинговой индустрии, криптостаратели использовали излишки, производимые угольными электростанциями. Власти обязали промышленные предприятия сократить выбросы, поэтому чиновники Поднебесной уже раздумывают над внедрением новых налогов. По их замыслу, правительство получит больший контроль над местным рынком добычи электроэнергии и майнерами. Сотрудники Blockchain.info подсчитали, что 2/3 всех майнинговых пулов находятся в Китае либо пребывают под контролем местных предпринимателей.
В связи с неопределенностью Пекина инвесторы обращают внимание на другие страны. Так, в Грузии около 75 процентов электроэнергии производятся гидроэлектростанциями. Поэтому предприятие Вахтанга Гогохии тратит по 50 долларов за МВт/ч, тогда как общемировая стоимость электричества примерно в 2,4 раза выше. Более выгодной для майнеров является Исландия. В свою очередь, Парагвай и Канада предпочтительны, исходя из лояльности властей. Эти страны можно использовать для майнинга, основанного на «зеленой» энергии. Постепенно экологически чистая добыча криптовалют должна стать трендом на глобальном рынке.
По оценкам BNEF, около 90 процентов «чистой» электроэнергии, добываемой к 2040 году, будет расходоваться на инновационные энергетические проекты. По этой причине компания, основанная в Кутаиси, станет одной из «первых ласточек» в новой, экологически безопасной индустрии майнинга.