Финансово-кредитные организации не знают, как действовать дальше в вопросе, касающемся отмывания доходов. Согласно закону банки обязаны установить бенефициара клиента. Но сотрудники регистратора предоставляют выписки только ограниченному кругу лиц, к которому финансовые учреждения не принадлежат. Если банки довольствуются общими сведениями, то их позиция все чаще подвергается жесткой критике со стороны Нацсовета финансового рынка (сокращенно НСФР). Решить проблему может только Центробанк путем выдачи соответствующих разъяснений, но он спешит высказывать свою позицию.
Этот вопрос был поднят НСФР в письменном обращении к Центробанку. В письме представители Нацсовета интересуются, допустимо ли использовать справку клиента для идентификации бенефициарного владельца, если требуемый документ (а в данном случае речь идет о выписке из реестра) невозможно получить законным путем. В Совете объяснили, что интересуются этим вопросом не из праздного любопытства. Поводом для письменного обращения стали жалобы банков, которые подверглись взысканиям со стороны представителей ЦБ в связи с отсутствием нужных выписок. При этом получить такие выписки для финансового учреждения невозможно. По словам сотрудников Нацсовета, банки уже давно жаловались, но сейчас количество их обращений достигло критической массы.
Нормативный документ 499-П напрямую не предусматривает, что идентификация бенефициаров должна происходить исключительно путем предъявления выписки. Как утверждает Михаил Недельский из компании «Статус», действующее законодательство не предусматривает права кредитной организации на получение соответствующей выписки. Этим правом наделены исключительно эмитенты, также их представители, полномочия которых подтверждаются доверенностью и сотрудники госструктур.
По словам самих банкиров, ранее регулятора вполне удовлетворяли иные документы, оформленные в соответствии с внутренним регламентом финансовых учреждений. К ним причисляют различные справки и вопросники. Центробанк без всяких возражений принимал справки в свободной форме, в которых были представлены сведения о бенефициарах. Также банкиры указывают, что не было практики штрафования за отсутствие выписки из реестра акционеров. При этом банки были предупреждены, что если они пользуются неверными данными, то им может грозить наказание. На данном этапе надзор значительно ужесточился, и представители Центробанка отказываются принимать любые другие документы, помимо выписок.
Банкиры утверждают, что в действия регулятора прослеживается определенная логика: поступайте как сочтете нужным, а если поведение будет не по вкусу, то последует наказание. Дмитрий Крупышев, один из руководителей компании Legal Capital Partners, не исключает, что подобная практика Центробанка объясняется переходом к принципам управления, применяемым в западных странах. Так, финансовое учреждение должно представить регулятору убедительные доказательства, что было сделано все возможное для идентификации клиента. А также убедить представителей ЦБ, что имеющиеся документы дают возможность установить нужные сведения. Если же представленные потенциальным клиентом документы вызывают сомнения у кредитной организации, то она вправе отказать ему в обслуживании на том основании, что идентификационные данные должным образом не были подтверждены. Но подобный подход могут практиковать только очень немногие банки, ведь на рынке царит жесткая конкуренция и идет борьба за каждого клиента. В сложившейся ситуации руководство Центробанка хранит молчание и не отвечает также на запросы корреспондентов по этой проблеме.