Роль банковских учреждений на фондовом рынке
07.12.2015
Российские банки являются полноценными игроками на фондовом рынке наряду с его другими участниками. Причем они уже изначально находятся в более выгодном положении, поскольку в их арсенале присутствуют инструменты, которые недоступны для управляющих компаний. Однако столь широкие возможности в определенных условиях превращаются в недостатки. Так, при некачественном управлении портфелем и само финансовое учреждение, и вкладчики могут серьезно пострадать.
Каковы функции кредитных организаций
Различают два подхода к определению роли банковского учреждения в сфере торговли ценными бумагами. В современной Америке существуют два типа кредитных учреждений: коммерческие и инвестиционные банки. Первые аккумулируют вклады населения, но они ограничены в профессиональной деятельности с ценными бумагами — не вправе работать как брокеры либо дилеры. Кроме того, им запрещено вкладывать деньги в негосударственные активы в связи с высоким уровнем риска таких операций. Подобные ограничения действуют еще с тридцатых годов прошлого века. В то время, называемое Великой депрессией, обанкротилось немало частных фирм, что повлекло за собой крах финансовых учреждений, которые вложили средства клиентов в их акции.
Второй, так называемый универсальный подход, практикуется в странах Европы. Он не ограничивает кредитные организации сугубо банковскими операциями. Так, банки вправе проводить деятельность в сфере ценных бумаг. Россияне выбрали для себя именно этот путь. Работа кредитных организаций с ценными бумагами обычно состоит из двух частей. По словам Дениса Егонова из Юниаструм банка, финансовое учреждение может проводить деятельность на рынке ценных бумаг в интересах своих клиентов либо выступать в роли дилера, используя для торговли собственные средства.
Михаил Емельянов, эксперт из Эконацбанка, утверждает, что у кредитных организаций намного больше возможностей в работе на фондовом рынке, чем у традиционных управляющих компаний. Так, последние из них, ограничены в приобретение ценных бумаг, если не завершилась процедура выпуска, предполагающая регистрацию его итогов. Также УК не могут совершать маржинальные сделки. Поэтому, банки получают более широкие возможности, но соответственно возрастает и уровень риска. Именно игра на рынке в конце девяностых и стала причиной краха многих финансовых учреждений в 1998 году. В операции с ценными бумагами было вложено чересчур много средств и банки не сумели вовремя реализовать эти активы. В результате, они потеряли как собственные ресурсы, так и деньги своих вкладчиков. Но господин Емельянов подчеркивает, что правильное управление активами не только минимизирует риски, но и помогает получить дополнительную прибыль.
Современные банки предлагают вкладчикам доверительное управление их инвестициями на фондовом рынке либо вкладывают их в брокерские операции. Если говорить о последнем случае, то финансовое учреждение только способствует клиентам в приобретении и реализации активов. При этом его заработок составляют комиссионные за выполнение операций, а также оплата сопутствующих услуг. Следует отметить, что подобную деятельность практикуют отнюдь не все финансовые учреждения.
Ведь для этого требуется лицензия, оформить которую можно в службе по финансовым рынкам. А если банк хочет проводить дилерские операции, то здесь ситуация выглядит даже сложнее. Центробанк требует создавать в таких случаях страховые резервы, чтобы сохранить устойчивое положение финансового института даже, если случится проигрыш. Подобные требования значительно ограничивают банковскую инициативу в условиях российского рынка.
Подконтрольная самодеятельность
По словам господина Емельянова, финансовые учреждения вправе привлекать инвестиции из самых разных источников. К ним причисляют вклады частных лиц и организаций, кредитные средства. Дальнейшее вложение привлеченных активов относится к исключительной прерогативе банка.
Но и здесь действия финансового учреждения строго лимитируются законом. Так, Центробанк устанавливает нормативы, в рамках которых банк может проводить свою деятельность. Средства можно свободно вкладывать, но только придерживаясь определенных соотношений капитала и инвестиций в ценные бумаги. Если банк приобретает слишком много ценных бумаг, то это соотношение нарушается. Центробанк строго следит за соблюдением нормативов и может лишить лицензии участников рынка, которые их нарушают. Но господин Емельянов утверждает, что клиентам такого банка от этого вряд ли станет легче. Ведь ЦБ принимает соответствующее решение уже после заключения рисковых сделок. Впрочем, банкир отмечает, что таких случаев в практике пока не было. И хотя ни один банк не застрахован от подобных злоупотреблений, но они больше присущи инвестиционным фирмам.
Внутренний контроль
Алексей Захаров, аналитик из «Траста», утверждает, что банки и сейчас могут скрыть от ЦБ лишние ценные бумаги на счетах своих партнеров. Именно поэтому банковское руководство ужесточило контроль над трейдерами. Так, помимо законодательных, правление финансовых учреждений устанавливает свои, еще более жесткие лимиты.
Чтобы ограничить излишне самостоятельных трейдеров, банки выделяют ограниченный лимит средств на каждого трейдера и создают соответствующий отдел контроля. Ведь бесконтрольность может иметь катастрофические последствия. Так, британский банк Barings обязан своим банкротством Нику Лисону, одному из трейдеров. Уже, будучи в тюрьме, Лисон удивлялся, что на протяжении многих лет ни внутренний контроль, ни служба аудита не забеспокоились в связи с нарастающими убытками. В этом случае банку пришлось заплатить за халатность своего трейдера.
Ведь даже лишний ноль для уже заявленной позиции может повлечь хаос на рынке. Но банкиры полагают, что невозможно оградить себя от различных случайностей, вызванных человеческим фактором. Поэтому господин Захаров утверждает, что у каждого солидного учреждения есть внутренняя служба риск-менеджмента. Все же некоторые банки решаются на довольно рисковые операции. Но, по утверждению самых банкиров, это мелкие организации, где служба риск-менеджмента вообще отсутствует либо формально выполняет свои функции.
Назад