Мнение: за блокчейном будущее многих профессий
31.08.2017
Специалист сферы блокчейн-разработок Алексей Конашевич, который был одним из организаторов стартапа e-Vox, не так давно ответил на сразу несколько наших вопросов относительно его работы в проекте. Кроме этого, мы поинтересовались у него точкой зрения об интеграции смарт-контрактов и блокчейна в сферу государственного управления Украины, а также узнали о контактах с Либерлендом.
Журналист: Алексей, пролейте свет на ваш новый блокчейн-проект. Каковы его основные цели?
Алексей: Мы работаем по европейской инициативе LAST-JD, которая заключается в интеграции технологии блокчейн в область государственного управления. В проекте Propy заинтересовались моей идеей и предложили сотрудничество, и сегодня мы работаем в одной команде. Основная наша идея – создать сервис для осуществления прямых операций, связанных с недвижимостью. Поэтому важно обеспечить будущее блокчейна, для чего потребуется внесение изменений в законодательство, чтобы полностью изменить подход государства к инновационным технологиям. Организация Propy уже работает с властями нескольких стран.
Мы не заостряем внимание исключительно на недвижимости и параллельно работаем с несколькими направлениями. Так, я разрабатываю блокчейн-архитектуру, в которой будут тесно взаимосвязаны общественные отношения и государственное управление. К примеру, сейчас в Украине более 8 тысяч госслужащих занимаются регистрацией предпринимателей, но после автоматизации процесса можно будет оставить только 50 работников, которые будут осуществлять, в основном, техподдержку или помогать пользователям. Чиновники просто не нужны в процессе регистрации, и это полностью избавляет от коррупции в этой отрасли – все будет прозрачно, ведь машинному алгоритму нельзя дать взятку.
Можно привести в качестве примера нотариат. Так, сегодня регистраторы выполняют много стандартных задач, с которыми с легкостью может справиться автоматизированная система, где не нужно вмешательство человека. Есть и такие сферы, как экспертиза, где пока сложно заменить специалиста машиной, но и здесь всему свое время. Но задумайтесь – в Украине существует около трех сотен реестров, и каждый из них может перейти под управление блокчейна. Нужно ориентироваться на Либерленд, где отказались от всех принципов госуправления, и очень скоро мы сможет перенимать у них положительный опыт.
Ж.: Как вы думаете, насколько велика вероятность успешной реализации проекта свободного микрогосударства?
А.: На данном этапе вмешаться могут Хорватия и Сербия, которым принадлежат территории под Либерлендом. Но если последним удастся договориться, мы получим государство, в котором архитектура блокчейна будет играть роль Конституции. Так как Хорватия уже стала членом ЕС, она не может высказывать территориальные претензии, а поэтому сейчас важно мнение Сербии.
Ж.: Поговорим подробней о вашем проекте. Насколько вы близки к цели, и проводились ли пилотные тестирования?
А.: Пока рано говорить о реализации, ведь нужно создать идеальную теорию. Есть вероятность того, что многие идеи Propy будут реализованы в Либерленде, где референдум будет заменен прямым голосованием жителей через специальный сервис. Платформа будет работать в постоянном режиме, поэтому жители смогут поднимать через нее самые банальные вопросы. Больше не будет места протестам, ведь население сможет очень быстро лишать должности любого неугодного чиновника или члена правительства. В то же время, бюрократический аппарат будет и без того очень небольшим.
Ж.: Есть ли вероятность реализации подобной идеи в Украине? Может, именно таким путем мы сможет повысить эффективность государственного управления?
А.: Легче создать новую систему, чем реформировать существующую, так как нынешняя власть будет сопротивляться подобным новшествам. Вряд ли в Украине удастся построить будущее на блокчейне, поэтому нет даже смысла просчитывать идею в цифрах. В любом случае, речь идет об эффективности, в десятки раз превышающей текущую. И мы будем вынуждены меняться – либо быть в авангарде, либо на обочине эволюции.
Назад