Блокчейн: публичный или частный? Часть I

10.04.2017

Блокчейн: публичный или частный? Часть I

Специалисты крупных компаний озадачены вопросом целесообразности создания приложений на основе блокчейна. Проблема масштабируемости и конфиденциальности сети — это первопричина ведущихся полемик. Нередко, эксперты приходят к выводу о необходимости построения частного блокчейна. Насколько данное решение является оптимальным? Сравним частные распределенные базы данных с публичными аналогами, а также выделим их плюсы и минусы.

Классификация блокчейнов

Блокчейны имеют различную структуру, которая определяет их возможный функционал. Распределенные реестры классифицируются по нескольким группам. Их отличительной чертой является назначение круга лиц, имеющие право на осуществление нижеуказанных действий:

  • Получать доступ к чтению.
  • Вести записи.
  • Поддерживать исполнение алгоритма консенсуса.

Как правило, в частных блокчейнах существует лимит на право доступа к чтению и записи информации, не противоречащий алгоритму консенсуса. Наличие соответствующего разрешения позволяет пользователям вносить в реестр полезные изменения, а также поддерживать его функциональность.

Что касается публичного блокчейна, то его участники лишены возможности разграничивать права, позволяющие прочитывать или записывать данные в базу, а также определять способ выбора оптимального алгоритма целостности. Структура, наделения подобными прерогативами, реализуется в приложении, каким является умный контракт.

Совместимость функций

Взаимодействие блокчейнов может осуществляться через приложения, находящиеся в единой блоковой цепочке. Так, каждый участник публичной сети имеет право подать соответствующую заявку посредством смарт-контракта. Структура прав и обязанностей для данной программы может излагаться только в «умном» контракте. Поэтому любой клиент системы наделен возможностью расширения услуг и интегрирования сведений в действующие приложения. Примечательно, что создавать повторный запрос на осуществление выхода в сеть не потребуется.

Как правило, децентрализованные программы (DAPP) состоят из набора взаимодополняющих частей инфраструктуры. К ним относятся:

  • Криптомонеты.
  • Страховки.
  • Торговые биржи.
  • Мобильный интерфейс.
  • Управление аутентификацией.

Таким образом, публичные блокчейны включают в себя больше половины представленных выше свойств. Реализация одной из опций в рамках частного реестра подразумевает перестройку под его нужды большого количества услуг, что отразится на проекте не лучшим образом.

Ключевой целью использования блокчейна является предоставление гарантий в процессе сотрудничества сторон, которые могут не доверять друг другу. Процедура присоединения нового участника к частной цепи практически идентична процессу принятия партнера в компанию, которого наделяют определенными правами для последующего доступа к защищенному реестру.

Очевидно, что децентрализованный реестр наделен большим количеством достоинств, в отличие от частных блокчейн-решений. Публичные базы данных специализируются на проведении более гладкой адаптации новых участников, а также проверки действующих программ на предмет совместимости.

Расходы на проведение финансовой операции

Публичный реестр представлен большим набором нодов, призванных обеспечивать работу алгоритма консенсуса. Использование системы защиты PoW (доказательство выполнения работы) на его базе (аналогично реализации решений в Биткоине и Эфириуме) позволяет майнерам генерировать новые блоки, которые проверяются полными узлами системы поочередно. Стоит отметить, что DoS-атаки на такие сети являются недешевым удовольствием.

Если взять в расчет примерную годовую прибыль майнера (при цене Биткоина в 1000 долларов), то можно вычислить ежегодную сумму, которая тратится на эксплуатацию системы Биткоин. Речь идет о 657 миллионах долларов. В сети Эфириума ежедневно генерируется около 32 тысяч монет, стоимость одной из них равна примерно 8 долларов. Таким образом, ежегодные расходы, понесенные вследствие эксплуатации системы, составляют приблизительно 93,44 миллиона долларов.

Чтобы добиться идентичного индекса безопасности, провайдеру частного блокчейна понадобится затратить аналогичную сумму. Средства можно пустить на усиление мер защиты от несанкционированных действий. Однако первичной задачей администратора является решение проблемы единого пункта отказа, посредством которого сеть может поддаться атакам со стороны хакеров.

Операционные затраты на обеспечение функциональности приложения в публичной системе покрываются общей суммой сборов, взимаемой за проведение транзакции. В системе Биткоин среднее значение комиссии составляет около 15 центов. В сети Эфириум данный параметр рассчитывается исходя из «чистой» стоимости платежа против исполнения кода. Для отправления «чистой» цены во время осуществления одной транзакции удерживается примерно 0,0035 долларов. Выполнение кода обходится несколько дороже, поскольку его стоимость напрямую зависит от вычислительных трат за проведение данного перевода.

Эксплуатационные расходы для поддержания работоспособности частной сети складываются из количества развернутых заполненных нодов и типа запускаемых программ. Чтобы обеспечить высокую степень доступности и децентрализации (подобно функционалу в сетях Биткоин или Эфириум), понадобиться развернуть идентичное число узлов (сегодня это примерно 6 тысяч единиц).

Содержание сервера средней мощности обходится в 10 долларов, а ежемесячная оплата за использование хостинга составляет примерно 60 тысяч долларов. В момент произведения данного расчета множества дополнительных расходов (поддержание пропускной способности канала, управление и прочее) были опущены.

Фактически, требования к избыточности и защите между частными блокчейнами и публичными сетями существенно отличаются. Именно поэтому стоимость частных проектов и их конфигурации будет значительно варьироваться в зависимости от базовых правил для функционирования определенных программ.

Сетевой эффект

Нередко, инициаторами приложений на базе публичного блокчейна становятся его приверженцы. Развитие системы продолжается за счет возникновения сетевого эффекта между различными программами.

К примеру, в мобильную версию кошелька необходимо добавить опцию, ориентированную на возможность сотрудничества с другим приложением с целью расширения клиентской базы данных. Крупные сообщества выражают готовность в оказании помощи по вопросам тестирования и продвижения интересных программ.

Интересно, что новые участники сети смогут получить доступ к кошельку без инсталляции обновленного программного обеспечения. Эта особенность достигается путем предоставления выхода к приложению через имеющийся софт (например, браузер Mist).

При этом разработчикам программ на базе частного блокчейна необходимо убеждать клиентов в важности процесса установки нового софта. Не исключено, что от клиентов потребуется создать новую пару ключей, поскольку доступ к существующим будет закрыт. Данная ситуация может возникнуть даже несмотря на то, что пользователи смогут найти безопасный метод обращения со старыми ключами.

Продолжим обсуждение данной темы во второй части информационного материала.


Назад