В марте 2017 года столица Украины стала эпицентром деловой активности. Здесь была проведена конференция под названием «BlockchainUA», где обсуждался вопрос воздействия криптовалюты и децентрализованной технологии на сферу социальных отношений.
Участниками мероприятия стали создатель Innovation and Development Foundation Георгий Вашадзе, CEO DistrubutedLab Владимир Дубинин, СЕО PS Capital Роман Сульжик, а также экс-глава совета Наблюдателей Смартбанка Сергей Федотов.
Анатолий Каплан, СЕО ForkLog Research, возглавил данную конференцию. Рассмотрим, какие вопросы были заданы, и какие ответы были получены от участников мероприятия. Изначально господин Каплан поприветствовал собравшихся гостей и попросил каждого представиться, а также выделить главный тезис, согласно которому тема Биткоина и блокчейна ему импонирует.
По словам CEO PS Capital Романа Сульжик, блокчейн представляет передовую технологию. Он полагает, что финансовая структура в ближайшие 10 лет претерпит существенные изменения. Приход технологии будут сравнивать с появлением Linux, когда производилась пошаговая замена дорогостоящих систем на дешевые аналоги. Господин Сульжик намерен понять, каким образом будет проведена модификация, и можно ли на ней заработать деньги.
Учредитель Фонда инноваций и развития Георгий Вашадзе выразил неподдельный интерес к блокчейну и отметил необходимость упразднения бюрократических процессов, тормозящих его развитие. Благодаря децентрализованному реестру, финансовая сфера будет развиваться намного быстрее, при этом искореняя коррупцию и бюрократию. Он отметил, что уже занялся изучением возможности трансформирования государства в площадку для самореализации, при условии отсутствия преград со стороны властей.
Владимир Дубинин, CEO DistributedLab пояснил, что его компания занимается разработкой и исследованиями в сфере децентрализованных сетей, поэтому уровень доверия к блокчейну с их стороны крайне высок.
По словам банкира Сергея Федотова, кризис в банковской отрасли заставил его обратить внимание на сферу финтеха. Являясь экспертом по учету и аудиту, он понял, что блокчейн способен открыть эру понимания в обществе и запустить переходный этап для последующего появления открытости между людьми. Господин Федотов пояснил, что блокчейн основан на доверии, поэтому в общественном понимании является революцией.
После вступительной речи, CEO ForkLog Research предложил начать дискуссию на тему положительного воздействия блокчейна на банковскую сферу. Насколько реально установить прозрачные взаимоотношения между банком и клиентом в скором будущем или оно уже наступило?
Сергей Федотов отметил, расчетная функция для банковской деятельности уже потеряна. Это только вопрос времени. Данная опция перейдет к остальным клиентам рынка или к ЭПС. По его словам, финансово-кредитные структуры переживают нелегкие времена в свете роста популярности конфиденциального банкинга. Таким образом, портфели приватных банкиров будут представлены на общее обозрение посредством блокчейн-инструментов. Не исключено, что будут разработаны другие формы стандартизации бизнеса и достижения прозрачности.
Блокчейну потребуется решить вопрос о приведении всей финансовой деятельности к единому стандарту. Он полагает, что положения, принятые в международном финансовом сообществе, будут переводиться на блокчейн. Технология уже находится на этапе стандартизации, поскольку ведутся поиски решений в данном направлении.
По мнению Романа Сульжика, главной причиной, положительно влияющей на трансформацию блокчейна, является способ ведения финансовой индустрии. Данные изменения отразятся на взаимоотношениях представителей банка с клиентом, а также построении финансовых связей между людьми в целом. Примером таких изменений являются блокчейн-биржи, где торговые операции проводятся без участия брокеров. Он полагает, что построение торговой инфраструктуры, различающееся от традиционной финансовой индустрии, могло происходить идентично формированию криптовалютных платформ.
К примеру, пользователь является держателем цифрового кошелька, в котором можно хранить различные активы: от документов на мотоцикл и земельного участка до денежных средств, включая Биткоины, и акций. Чтобы продать актив, его нужно перевести из кошелька или позволить бирже его заблокировать для последующего выставления на продажу. Для приобретения токена, покупателю необходимо перевести средства на кошелек продавца. Представить изменения, которые могут последовать вслед за модернизацией блокчейн-проектами финансовой индустрии, достаточно сложно. Например, в 1994 году человечество не имело представления, насколько появление Паутины позволит модифицировать бизнес-сферу.
Анатолий Каплан предложил вернуться к теме доверия. Реально ли построить систему таким образом, чтобы государство прекратило поиски механизмов обеспечения дополнительного доверия?
Георгий Вашадзе объяснил, что вопрос доверия уже рассматривается на правительственном уровне. Сегодня власть представлена в лице бюрократии, поскольку ранее действовал стандарт договоренности о создании структуры (третьего лица), которому можно доверять. Вместо реализации кошелька с возможностью подтверждать права на имущество, было принято решение о формировании отдельного реестра, предназначенного для хранения записей, в том числе приватного характера. Сегодня он сосредоточен в неизвестных руках, поэтому защитой не обеспечен. Это было сделано в момент отсутствия инновационных технологий, когда информация хранилась исключительно на бумаге. Таким образом, вопрос ее безопасности стоял крайне остро, поскольку некоторые сведения могли быть не указаны намеренно или отмечены с ошибками, к тому же бумага имеет свойство подвергаться порче под воздействием разных причин.
Господин Вашадзе был визитом в Чикаго, где до сих пор хранятся архивы масштабных размеров. Чтобы выяснить принадлежность квартиры определенному человеку и сумму задолженности по ней, необходимо пролистать не менее десяти различных журналов. Существующие сегодня бумажные процедуры были созданы во времена «правления» бумаги и ручки. Благодаря появлению уникальных технологий, финансовый мир претерпевает изменения. До настоящего момента роль технологии заключалась в автоматизации определенных процессов, при этом фундаментальная позиция госструктуры оставалась прежней.
Блокчейн является механизмом доверия и контроля, поэтому влияние правительства будет изменяться в момент активации указанных опций. Поэтому рассматривать государство в качестве третьей стороны, которому люди могут доверить собственные данные, уже нельзя.
Таким образом, люди смогут передавать движимое и недвижимое имущество, компанию и другие активы самостоятельно. По словам господина Вашадзе, в течение пяти лет между государствами сотрутся границы. Создание трансграничных систем, наподобие Биткоина, позволит им функционировать вне привязки к местоположению и по всему миру. Реализация недвижимых объектов будет производиться не только на локальном, но и на мировом рынке, что существенно повысит их стоимость.
Анатолий Каплан объяснил, что государство и финансовые институты могут быть помещены в некую программу, наподобие «Приват24». Господин Вашадзе констатирует, что данный вопрос является прерогативой разработчиков. Они должны выяснить, что сегодня мешает реализовать данную идею, и какие барьеры придется преодолеть инновации на этом этапе.
Владимир Дубинин отметил, что процесс поиска решений во всех отраслях уже начался, а вслед за происходящими изменениями, приходит децентрализация. Он рассказал, что предугадать сроки полного внедрения технологии в системы довольно трудно, поскольку они являются крайне инертными.
С технологической точки зрения, изменения могут произойти довольно быстро, однако, модернизация откладывается на неопределенный срок за счет наличия дисбаланса в действующих стандартах социальных взаимоотношениях. Отсутствие понимания — это существенная преграда на пути проникновения технологии в данную сферу.
Анатолий Каплан спросил, стоит ли менять социальное представление о блокчейне, на что Владимир Дубинин ответил, что данный процесс является эволюционным, и изменения произойдут в любом случае.
Георгий Вашадзе пояснил, что с момента массового перехода компаний на инновационные решения, все станет увеличиваться в геометрической прогрессии. Сейчас идет подготовительный период, без которого выйти на рынок не удастся. Он пояснил, что сегодняшнее положение блокчейна можно сравнить с пятилетним ребенком, который умеет ходить, но грамоте не обучен. Господин Вашадзе выражает уверенность в том, что технология сможет перейти в новую фазу в течение двух лет.
Сергей Федотов заявил, что общественность поделилась на две оппозиции, одна из которых поддерживает внедрение блокчейна, а другая является менее осведомленной в таких вопросах. Таким образом, человечество должно покинуть постиндустриальный этап и перейти в пространство с иными законами распространения информации. Блокчейн не является волшебством, это математика, призванная сделать финансовый мир максимально прозрачным.
Роман Сульжик рассказал о ведении переговоров с кипрской биржей и депозитариями. Он задался целью раскрытия единомышленникам идей по использованию блокчейна (например, увеличение скорости продвижения активов). Сегодня большая часть американской и европейской финансовой структуры завязана на долгосрочности. По его словам, индустрии выгодно, когда активы «прокручиваются» на банковских счетах несколько дней, поскольку за это время их можно успеть одолжить или применить для разных целей. По факту, денежные средства поступают на счет получателя практически мгновенно, однако, большинство банков временят с их выдачей. Он также добавил, что сегодня наблюдается высокое лоббирование интересов финансовых компаний.
Во второй части повествования будут даны ответы на другие волнующие вопросы, которые были заданы господином Капланом на блокчейн-конференции.